Информация для абонентов и потребителей услуг
централизованного водоснабжения и водоотведения,
дающая ответы на часто задаваемые вопросы

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2019 №713 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» внесены изменения в «Правила пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах», утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 №788 (далее — Правила).

Термины и определения.

В пункте 4 Правил уточнена терминология: термины «абонент», «лимит водопотребления», «организация водопроводно-канализационного хозяйства», «потребитель», «централизованная система водоснабжения» применяются в значениях, определенных в Законе Республики Беларусь от 24.06.1999 №271-З «О питьевом водоснабжении» (далее –Закон).

Извлечение из Закона:

«абонент — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым оказывается услуга водоснабжения организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании договора на оказание услуги водоснабжения;»

«лимит водопотребления — установленное на определенный период времени для конкретного абонента предельно допустимое количество питьевой воды, потребляемой из централизованной системы питьевого водоснабжения;»

«организация водопроводно-канализационного хозяйства — юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и (или) оказывающее услугу водоснабжения на основании договора на оказание услуги водоснабжения;»

«потребитель — физическое лицо, которому оказывается услуга водоснабжения организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании договора на оказание услуги водоснабжения для удовлетворения бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;»

«система питьевого водоснабжения — совокупность источников питьевого водоснабжения, сооружений и устройств, предназначенных для обеспечения юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, питьевой водой;»

«уличные сети питьевого водоснабжения — водопроводные сети, прокладываемые по территории населенного пункта для обеспечения подачи питьевой воды юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, до мест присоединения к водопроводным вводам жилых домов и других объектов;»

«централизованная система питьевого водоснабжения — совокупность источников питьевого водоснабжения, сооружений и устройств, функционально связанных между собой и предназначенных для добычи (изъятия), транспортировки, распределения и подачи питьевой воды к местам ее потребления, а при необходимости — для ее подготовки и хранения.»

Справочно:

В данной информации приводятся извлечения из Правил.

Границы эксплуатационной ответственности.

В пункте 17 Правил установлен новый порядок определения границ эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) и абонентом. В случае отсутствия проектной и (или) исполнительной документации на системы водоснабжения, водоотведения (канализации) граница эксплуатационной ответственности устанавливается по соглашению сторон на основании схем водоснабжения и водоотведения административно-территориальных единиц.

Технические условия и присоединение к системам централизованного водоснабжения и водоотведения (канализации).

В пункте 23 Правил установлено, что «Технические условия оформляются по установленной Советом Министров Республики Беларусь форме и выдаются с учетом перспективы развития населенного пункта (на основании его генерального плана).»

Работы по присоединению объекта строительства к системам водоснабжения и водоотведения должны выполняться на основании полученных технических условий – пункт 26 Правил: «На основании полученных технических условий заказчик выполняет проектные и строительные работы по устройству и  присоединению объекта строительства к системам водоснабжения, водоотведения (канализации)  и сооружений, устройств на них, необходимых для присоединения систем водоснабжения, водоотведения (канализации) заказчика за счет собственных средств.»

Пунктом 30 Правил установлено, что «Сети водоснабжения, водоотведения (канализации), сооружения и устройства на них, присоединенные к централизованным системам водоснабжения, водоотведения (канализации), за исключением водопроводных вводов и канализационных выпусков, построенные за счет средств потребителей или с их долевым участием и не переданные в установленном порядке в коммунальную собственность, обслуживаются организацией ВКХ на основании заключаемых с такими собственниками договоров на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) сетей водоснабжения, водоотведения (канализации).»

Пунктом 31 установлено, что «Временное водоснабжение и (или) водоотведение (канализация) строящихся объектов допускаются на период, не превышающий срок строительства, установленный проектной документацией.»

Приборы учета.

Определено, что, «Если приборы учета установлены не на границе присоединения к централизованной системе водоснабжения, расчет за услугу водоснабжения с абонентом производится в соответствии с показаниями приборов учета, установленных на объектах абонентов, и с учетом потерь и неучтенных расходов воды, рассчитанных согласно приложению 3» (третий абзац п.38 Правил).

Установлено, что «Приборы учета, питающиеся от электрической сети, должны быть снабжены источниками бесперебойного питания, необходимыми для обеспечения функционирования прибора учета расхода воды в рабочих условиях продолжительностью не менее двадцати четырех часов при отсутствии автоматического включения резерва электропитания, а при наличии автоматического включения резерва электропитания — не менее 20 минут» (третий абзац пункта 42  Правил).

Порядок контроля и замены приборов учета потребителей  установлен пунктом 43 Правил: «Приборы учета потребителей приобретаются и устанавливаются за их счет.

Контроль за сроком плановой поверки приборов учета потребителей, работы по их эксплуатации, обслуживанию, плановой поверке и ремонту, замене неисправных и с истекшим сроком эксплуатации приборов учета, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой настоящего пункта, осуществляются организацией ВКХ за счет собственных средств.

При этом срок поверки приборов учета не должен превышать 30 календарных дней.

В случаях, если по желанию потребителя плановая поверка приборов учета осуществляется с последующим возвратом этих приборов учета потребителю (без замены из обменного фонда организации ВКХ), а также внеплановой поверки приборов учета по заявке потребителя связанные с такими поверками расходы оплачиваются за счет средств потребителя.

Неисправные и не подлежащие ремонту приборы учета после их снятия, а также приборы, снятые по истечении установленного организацией-изготовителем срока их эксплуатации, возвращаются потребителю (по желанию).

Ремонт и замена приборов учета, имеющих механические повреждения, подвергшихся воздействию отрицательных температур (размороженных), вышедших из строя вследствие воздействия внешнего магнитного поля (магнита), производятся организацией ВКХ за счет средств потребителя.»

Пункты 44-46 Правил:

«44. Приборы учета после их установки должны быть опломбированы организацией ВКХ, при этом допускается использование индикаторов воздействия магнитного поля. Эксплуатация неопломбированных приборов учета не допускается.

После установки приборов учета абонента организация ВКХ производит приемку и опломбирование узла учета в целом.

Монтажные комплекты индивидуальных приборов учета, устанавливаемые во вновь вводимом, реконструируемом и эксплуатируемом жилищном фонде на период гарантийного обслуживания, пломбируются организациями, их установившими, с представлением в организацию ВКХ информации о лице, осуществляющем их гарантийное обслуживание, с указанием количества и марок приборов учета, их заводских номеров, а также образца оттиска на пломбе.

Вновь устанавливаемые приборы учета на объектах абонента (субабонента), потребителя, а также приборы учета после замены и ремонта оснащаются системой дистанционного съема показаний.

«45. Абонент, потребитель обязаны информировать организацию ВКХ обо всех неисправностях и нарушениях в работе приборов учета, а также о срыве или нарушении целостности пломб.»

В  Правила добавлены случаи, когда объем потребленных услуг водоснабжения, водоотведения (канализации) для потребителя является безучетным, определяется и оплачивается в соответствии с законодательством, для абонента — определяется и оплачивается как при самовольном подключении (пп.46 и 53 Правил).

«46. В случае выявления организацией ВКХ срыва или нарушения целостности пломб, а также неисправностей и нарушений в работе приборов учета и  не информирования об этих нарушениях и неисправностях абонентом, потребителем организации ВКХ, а также в случае информирования в течение расчетного периода организации ВКХ о выявленной потребителем неисправности и нарушении работы приборов учета объем потребленных услуг водоснабжения, водоотведения (канализации) для потребителя является безучетным и определяется и оплачивается в соответствии с законодательством, для абонента – определяется и оплачивается как при самовольном подключении.»

Случаи прекращения оказания услуг без предварительного уведомления абонентов потребителей.

В пункте  61 Правил расширен перечень случаев, когда организация ВКХ имеет право ограничить или прекратить полностью подачу питьевой воды и прием (сброс) сточных вод без предварительного уведомления абонентов, потребителей.

Увеличен перечень прав организации ВКХ.

В пункте 62 Правил увеличен перечень прав организации ВКХ:  организация ВКХ имеет право осуществлять лабораторный контроль за качественным составом производственных сточных вод и соблюдением нормативов водоотведения.

Уведомление о сроках очередной поверки приборов учета.

В соответствии с подп. 63.9 пункта 63 «организация ВКХ обязана: «осуществлять учет сроков наступления очередной плановой поверки приборов учета потребителей и за тридцать дней до наступления указанного срока извещать их письменно (или иным доступным способом, указанным в договоре) о наступлении такого срока;»

Права, обязанности и ответственность.

Пунктом 65 Правил расширен перечень обязанностей абонента.

Пунктом 69 Правил расширена ответственность абонентов (субабонентов), потребителей: установлена ответственность за совершение действий, препятствующих функционированию водохозяйственных сооружений и устройств (ранее — только за их повреждение). В данный пункт Правил включена методика определения объема потерянной воды в указанном случае: объем потерянной воды в результате повреждения сооружений и устройств определяется организацией ВКХ исходя из площади сечения повреждения, скорости движения воды через него 2 м/с и продолжительности утечки, а также объема воды, потерянного в результате опорожнения трубопроводов, для проведения ремонтных работ.

Прием производственных сточных вод.

Главой 8 Правил определен порядок приема производственных сточных вод: условия и нормативы водоотведения по качественному составу сточных вод.

Сохранность централизованных систем водоснабжения и водоотведения (канализации).

В Главе 9 «Обеспечение сохранности централизованных систем водоснабжения и водоотведения (канализации)  пункт 75 Правил  устанавливает:

«75. В целях сохранности водохозяйственных сооружений и устройств организации ВКХ, абоненты (субабоненты) и потребители обязаны обеспечивать установленный законодательством режим содержания зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения.

При этом не допускается:

  • складировать в местах прохождения сетей водоснабжения и водоотведения (канализации) различные материалы и предметы, отходы производства и потребления;
  • возводить над сетями водоснабжения и водоотведения (канализации) постоянные или временные сооружения и постройки, осуществлять посадку деревьев и кустарников без согласования с организацией ВКХ. Построенные без согласования с организацией ВКХ на трассах водопровода и канализации постоянные и временные сооружения, посаженные зеленые насаждения подлежат сносу за счет средств собственника (заказчика) этих работ или в порядке, определенном местными исполнительными и распорядительными органами;
  • производить на расстоянии 10 метров от уличной водоразборной колонки стирку белья, мытье машин, посуды, домашних животных, а также нерациональный розлив воды с образованием луж, наледей;
  • производить другие работы, влияющие на сохранность сооружений и устройств и рациональное использование питьевой воды, без согласования с организацией ВКХ.»